Наш журнал
Очередные выборы в России не за горами, а значит, наши почтовые ящики вновь будут завалены красочными листовками, с каждого столба нам будут улыбаться холеные лица политиков, а молодые люди у метро будут настойчиво предлагать бесплатные газеты опять же с холеными лицами политиков… Таковы самые распространенные формы политической агитации в нашей стране. Интересно, а меняются ли они под воздействием Интернета и социальных сетей, уже прочно вошедших в жизнь избирателей?
Как ни странно, но Интернет и соцсети незначительно повлияли на формы политической агитации. Как правило, новые digital-инструменты представлены пабликами в соцсетях тех или иных кандидатов или альтернативными городскими группами, где преобладают негативные материалы, призванные опорочить конкурентов. Еще инструментарий политтехнологов пополнился различными вирусными PR-акциями, которые ориентированы на социальные сети и YouTube, с прицелом на ТВ – на тот случай, если акция вызовет желаемый резонанс.
Например, не так давно новосибирские девушки провели своеобразную акцию протеста – они разделись до купальников и устроили «пляж» на краю огромной лужи в центре города, чтобы привлечь внимание властей к состоянию дорог. Не отстали от них пермские активисты, решившие обратить внимание властей на проблему общественных туалетов, отсутствие урн в парках и вообще на грязь в городе. Флешмоб был приурочен к приезду в Пермь заместителя председателя правительства Дмитрия Рогозина и председателя Совета по правам человека при Президенте России Михаила Федотова. Утром инициативная группа горожан расставила вдоль дорог, по которым должны были перемещаться высокопоставленные чиновники во время своего визита, 15 унитазов.
Относительно слабое развитие digital-технологий в избирательном процессе объясняется тем, что по-прежнему на избирательных участках правят бал пенсионеры, а также некоторые избиратели, оказавшиеся здесь не столько по собственной воле, сколько по велению административного ресурса. Наиболее энергичная часть населения, которая активна в Интернете, предпочитает по большей части обходить избирательные участки стороной и заниматься своими делами. Ситуация могла бы кардинально измениться, если бы у россиян появилась возможность онлайн-голосования, но этого вряд ли можно ожидать в ближайшие годы. Однако рано или поздно это должно случиться, и тогда цифровые технологии будут решать практически все, изменится вся архитектура политических технологий.
Интерес к выборам как в стране, так и в мире падает. Избиратели все меньше доверяют политикам, партиям, избирательной системе в целом. Выборы проходят в отсутствие повестки и интриги и, как следствие, при низкой явке. Текущие выборы в Государственную Думу не исключение. Очевидно, что традиционных методов агитации и пиара становится недостаточно. Вы можете людей сагитировать, но нет никаких гарантий, что они дойдут до избирательных участков. Сложившаяся ситуация определяет основные задачи для избирательных кампаний и, следовательно, их технологии.
Основная задача на избирательной кампании сегодня – это привод своих сторонников. Основные технологии – мобилизационные. Штабы, которые проведут кропотливую работу по формированию списков сторонников для последующей работы с ними через обзвон, почтовую рассылку и привод в день голосования на избирательные участки, будут иметь несомненное конкурентное преимущество перед соперниками. Уже появились программные продукты для учета, контроля, классификации и последующей мобилизации сторонников. Разумеется, при этом никто не отменял традиционные формы и средства агитации, повышающие известность и рейтинг: баннеры, газеты, формирующие опросы и прочее.
Административный ресурс, как и прежде, дает неизменную фору партии власти и ее кандидатам. Сегодня административный ресурс работает как никогда эффективно, несмотря на серьезные проколы: на выборах губернатора Иркутской области в 2015 году кандидат от партии власти проиграл.
Как и всяким ресурсом, административным надо еще грамотно распорядиться, и не стоит полагаться только на него.
Агитация в Интернете по-прежнему остается экзотикой и инструментом оппозиционных политиков и в самых крупных мегаполисах. Большинство пользователей не ходят на выборы. Однако соцсети и другие интернет-ресурсы служат источником информации для журналистов. Это необходимо учитывать, как и скорость распространения информации через Интернет. Например, некоторые дебаты на праймериз ЕР очень быстро стали хитами Интернета из-за косноязычия и глупости своих участников. Роль интернет-технологий в избирательных кампаниях будет возрастать.
На небольших муниципальных выборах очень эффективны сегодня «нападающие» юристы. В текущих кампаниях в ГД, скорее всего, кандидатов не будут снимать с выборов за мелкие нарушения, поскольку есть установка на конкурентность. Однако на малых выборах очень эффективно может действовать «нападающий» юрист или группа юристов. Как правило, на небольших муниципальных выборах кандидаты допускают ошибки при подаче документов на регистрацию. Грамотный юрист может решить исход кампании, выявив ошибки конкурентов, инициировав их снятие с регистрации и выиграв суды.
Формы политической агитации меняются. И на это есть несколько причин. Во-первых, развитие как самой сети Интернет, так и рынка мобильных гаджетов. Сегодня все больше людей приобретают смартфоны и планшеты и активно пользуются Интернетом. Причем эта тенденция касается уже не только молодежи и лиц среднего возраста, но и людей постарше. С каждым годом растет число пенсионеров, осваивающих Интернет и соцсети.
Во-вторых, введение в институт российских выборов единого дня голосования привело к падению эффективности многих традиционных видов агитации, в первую очередь печатных. Летом (а именно в этот период теперь проходит наиболее активная часть избирательной кампании) люди не готовы тратить время на чтение печатной продукции, предпочитая больше времени проводить на свежем воздухе. Но при этом, отказываясь от чтения печатной продукции, граждане не отказываются от общения в социальных сетях.
В-третьих, непосредственную роль играет и сам по себе рост популярности социальных сетей. И вполне логично, что ни политики, ни PR-агентства не могут игнорировать эту аудиторию.
Если же говорить об эффективности агитации в социальных сетях, то тут надо четко разделять использование социальных сетей в ходе избирательной кампании и в ходе работы политика.
До сих пор в России не создан прецедент, когда политик победил бы на выборах, ведя агитацию целиком и полностью только в социальных сетях. Это в принципе пока невозможно ввиду того, что аудитория социальных сетей существенно меньше аудитории всего избирательного округа. Кроме того, социальные сети пока не могут заменить полноценного контакта политика с избирателями.
Вместе с тем совсем не применять агитацию в социальных сетях очень недальновидно для любого современного политика. При этом важно понимать, что, как и любая технология, агитация в соцсетях должна использоваться эффективно и исходя из общей стратегии избирательной кампании, а не просто в формате «запостить парочку фотографий и написать пару постов». При этом, так как в целом рынок политической интернет-агитации в России еще дикий, зачастую агитацией в Интернете в штабах занимаются обычные студенты, которые даже не согласовывают свои действия с руководством кампании, не задумываются о стратегии, да и начальники штабов очень часто сами не понимают, как использовать Интернет. В итоге работа вроде ведется, деньги тратятся, а эффективность равна нулю.
Получше обстоит дело с использованием соцсетей в работе политиков. В России немало примеров, когда они эффективно используют свои аккаунты в социальных сетях и превращают их в инструменты донесения до своих избирателей информации о своей деятельности, как это делают, например, мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, оппозиционер Алексей Навальный, многие депутаты Государственной Думы и губернаторы.
Многие идут еще дальше и превращают свои аккаунты в инструмент создания информационных поводов. Самый яркий пример в этом направлении – глава Чечни Рамзан Кадыров. И хотя к генерируемым им информационным поводам у многих неоднозначное отношение, отрицать тот факт, что его инстаграм-аккаунт является объектом мониторинга большинства федеральных журналистов, нельзя.
Немало политиков используют соцсети для организации обратной связи со своими избирателями. Наиболее яркий пример тут – глава Астраханской области Александр Жилкин, который выстроил лучшую на сегодня по эффективности систему обратной связи в социальных сетях, когда любой житель Астраханской области может обратить внимание губернатора на какую-либо проблему, а тот оперативно реагирует на нее, поручая своим заместителям или помощникам разобраться.
Среди тех, кто наиболее эффективно использует соцсети, пожалуй, можно отметить губернатора Орловской области Вадима Потомского и депутата Государственной Думы Алену Аршинову, которая не просто самостоятельно наполняет свой аккаунт информацией о своей деятельности, но и очень активно отвечает на личные сообщения, что делает ее максимально доступной для избирателей. Потомский, в отличие от Аршиновой, очень редко что-либо публикует самостоятельно в своем аккаунте в Фейсбуке, но активно пользуется сервисом личных сообщений, отвечая на вопросы жителей региона, а также лично изучает все, что публикуется на значимых региональных интернет-ресурсах, что также позволяет ему быть в курсе всего, что происходит в регионе.
С развитием социальных сетей растет и компьютерная грамотность граждан. Для некоторых групп населения социальные сети и Интернет являются полноценной площадкой для получения информации. Наличие большого количества разнообразного визуального контента облегчает восприятие информации и создает конкуренцию телевидению.
Доступ к Интернету, как правило, имеющийся в крупных городах, позволяет использовать механизмы быстрой коммуникации как лично, так и объединяясь в группы по интересам. Получение информации из Интернета часто происходит достаточно таргетированно, т. е. позволяет отсеивать большую часть неинтересной пользователю информации и оставлять именно то, что действительно вызывает интерес.
В политической агитации развитие Интернета и социальных сетей также привнесли некоторые новшества. Например, сейчас редко какой кандидат или партия обходятся без своих личных или публичных страниц в социальных сетях. Существует такой механизм получения или распространения информации, как группы по различным направлениям. В частности это группы, объединенные по интересам, по географическому принципу с привязкой к конкретной территории, по принципу актуальности вопросов в тех или иных группах. Например, жители районов иногда объединяются для решения острых вопросов своих территорий или для эффективной коммуникации с соседями.
Важной является возможность формировать общественную повестку через Интернет, а также объединять сторонников вокруг своих идей и взглядов. Теперь до каждого из этих сторонников можно достучаться напрямую – получить от него необходимую информацию, донести до него сведения, а также, например, инициировать встречу – как личную, так и в коллективе единомышленников. Личное общение с человеком, который интересен и предлагает решения, укладывающиеся в собственную политическую картину мира, – это многого стоит. Это индивидуальная работа, которая приводит к выстраиванию уже личных отношений между сторонами.
Конечно, это подходит только для тех, кто уже освоил общение в социальных сетях, нашел знакомых своего круга, сформировал свое микросообщество, в котором происходит обмен информацией. Активное вхождение социальных сетей в жизнь современного человека позволяет вовлекать в электоральные процессы и средний класс, который зачастую настроен оппозиционно и менее подвержен воздействию наружной агитации. Так что использование социальных медиа и сети Интернет теперь является неотъемлемым механизмом формирования политической повестки, а также перспективным полем для освоения новых форматов в общении с различными категориями избирателей.
Здесь и возникает спрос на специалистов, которые могут работать в сжатых временных рамках, грамотно обрабатывать возникающие общественные запросы и формировать из них актуальную повестку и при этом использовать доступный в социальных сетях язык и формат. Этот подход используется как в повседневной работе политических акторов, так и во время избирательных кампаний, когда политическая активность населения может возрастать.
Конечно, не стоит забывать, что основная электоральная группа, которая приходит в день голосования на избирательные участки, все же более зрелого возраста. Именно эти люди более ответственны в подходе к исполнению своего гражданского долга. С этой группой населения по-прежнему эффективны классические методы работы – это печатные информационные материалы, телевидение, радио, проведение очных встреч и т. д.
В заключение можно подчеркнуть, что Интернет и социальные сети – это новая площадка для общения, в том числе и политического. Думаю, что естественным образом со временем, когда активные пользователи Интернета повзрослеют, сформируются новые требования и запросы на получение информации, а также ее использование. Возможно, уже через 5-6 лет, к следующему избирательному циклу выборов в Государственную Думу, мы все будем получать на свою электронную почту ссылки с доступом к прямому общению с кандидатами или к участию в съездах партии, а также полную подборку материалов обо всех кандидатах, и уличная агитация станет атавизмом, а может быть, мы будем уже голосовать через Интернет. Но пока при всем значении Интернета и сетей значительный объем избирательных кампаний все же проводится классическими методами.
Основные формы политической агитации, конечно, не сильно изменились, но при этом добавились новые. Приезжая в регионы, мы первым делом обращаемся к Интернету и по активности там понимаем, какие темы и проблемы заботят наших избирателей.
Раньше средний пользователь Интернета (15 – 30-35 лет) не был нашим избирателем, и мы не брали его интересы в расчет. Сейчас влияние интернет-пользователей на мнение своих близких, коллег, друзей значительно выше. Таким образом, интересная, а тем более скандальная информация, появляющаяся в Сети, мгновенно становится обсуждаемой, что, естественно, влияет на мнение нашего стандартного избирателя (женщина 50–65 лет, мужчина 50–70 лет). Неудивительно, что сейчас в рамках политических кампаний все чаще открываются целые отделы, отвечающие за работу с интернет-сообществом. Чаще, кстати, речь идет о ВКонтакте и Фейсбуке.
Особое место занимают группы типа «подслушано в...». Это основные источники информации (кроме, разумеется, официальных государственных, муниципальных сайтов регионов, городов, поселков), так как других, в которых можно отследить действительно реальные темы, волнующие пользователей, попытаться поиграть их мнением, в маленьких районах чаще всего нет! (Например, сейчас мы их активно используем в районах Карелии.)
Источник: МЕДИАСТАНЦИЯ