Войти

Наш журнал

Почему российские стартаперы уходят в офшоры? 21.07.2016
Поделиться материалом:

Каждый стартапер рано или поздно задается важным вопросом: какую юрисдикцию – иностранную или российскую – выбрать для ведения бизнеса? Эксперты уверяют, что большинство стартаперов изначально делают ставку на офшоры. А вот оправдан ли такой выбор и главное – какие преимущества он дает бизнесмену, рассказывают эксперты «Медиастанции».

Алексей ШаталовГенеральный директор юридической компании «IT-Юрист» (it-jurist.ru)

Ответ на вопрос, почему стартаперы выбирают офшоры, вполне очевиден. Детально разобрать его сможет, скорее, бухгалтер. Наша компания специализируется на интернет-проектах, поэтому комментарий по этому вопросу будет с акцентом на сеть Интернет. Как правило, владельцы бизнеса уходят в офшоры для минимизации налоговых обременений, а также с целью обхода некоторых законодательных ограничений, предъявляемых российским законодательством. Это и ФЗ № 152 «О персональных данных» и так называемый антипиратский закон, внесший изменения в ряд законов РФ, и др. Логика бизнесмена проста – раз юрисдикция иностранная, то и наказывать за нарушения в РФ не могут, плюс никаких налоговых обременений в своей стране.

Здесь следует отметить, что законодательством РФ при совершении несложных действий по аккредитации IT-компании, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, предусмотрены следующие преференции:

1) пониженные тарифы страховых взносов (не более 14 процентов) при соблюдении дополнительных условий о доле «профильных» доходов и численности работников;

2) право включать расходы на приобретение электронно-вычислительной техники в состав материальных расходов (для целей налогообложения прибыли) в размере полной стоимости такого имущества по мере ввода его в эксплуатацию (без амортизации) при соблюдении дополнительных условий о доле «профильных» доходов и численности работников;

3) возможность привлекать к трудовой деятельности в Российской Федерации высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан в упрощенном порядке.

Государственную аккредитацию может получить любая российская организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, при условии, что данная организация:

- осуществляет разработку и реализацию программ для ЭВМ и баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи и (или)

- оказывает услуги (выполняет работы) по адаптации программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ ЭВМ и баз данных.

На наш взгляд, иностранная юрисдикция для российских учредителей на этапе создания бизнеса возможна только в том случае, если они уверены, что смогут вести бизнес за рубежом, издержки не превысят налоговые обременения в РФ.

Кроме того, необходимо учитывать, что на офшорную юрисдикцию всегда негативно реагируют государственные органы в РФ, периодически пытаясь заблокировать офшорные интернет-сайты. Так, в мае 2016 года Комитет Госдумы по финансовым рынкам рассмотрел вопрос, касающийся сайтов офшорных forex-компаний, приняв решение о блокировке с 1 января всех сайтов, не прошедших аккредитацию, не получивших лицензию в ЦБ РФ.

Таким образом, владелец стартапа, желающий вести легальный, не запрещенный в России бизнес, не связанный с азартными играми, оказанием финансовых услуг без необходимой на то лицензии, не нарушающий исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности и т. д., вполне может зарегистрироваться в РФ и получить налоговые послабления.

Приняв превентивные меры на самом старте, оформив все необходимые документы, он сможет думать о развитии дела, а не об избегании контроля государственных органов и не о минимизации штрафных санкций.

Арик ШабановУправляющий партнер Prime legal LLC, кандидат юридических наук (www.primelegal.ru)

Почему стартаперы выбирают офшоры? Это обусловлено рядом причин. Так, иностранная юрисдикция дает возможность рассмотрения судебных споров в зарубежных судах и по законодательству этих стран, (например, по законодательству Великобритании). Важными преимуществами офшоров являются и высокая степень защиты интеллектуальной собственности, а также удобство продажи компании зарубежному инвестору.

Кроме этого, офшоры позволяют стартаперам осуществлять расчеты с иностранными клиентами – физическими лицами без соблюдения процедур валютного законодательства РФ и получения статуса налогового агента. Также иностранная юрисдикция – это упрощенная процедура регистрации офшорной компании и упрощенная финансовая отчетность. В некоторых случаях офшоры позволяют экономить на налоговых выплатах, что также является их весьма весомым преимуществом.

В целом регистрация и содержание офшорной компании – достаточно дорогая услуга. Мы рекомендуем ее в случаях, когда стартап изначально создается для продажи иностранному инвестору, либо когда проект является англоязычным и нацелен за зарубежную аудиторию. В большинстве других случаев ведение бизнеса с использованием офшорной компании представляется нецелесообразным.

Роман РечкинСтарший партнер Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С, магистр частного права (www.intellectpro.ru)

Целесообразность создания нового бизнеса в России либо в иностранной юрисдикции зависит от двух факторов: во-первых, от того, где фактически будет осуществляться деятельность («привязана» ли эта деятельность к территории РФ, или ее осуществление не зависит от территории), во-вторых, от того, предполагается ли выход бизнеса за пределы РФ или его продажа иностранному покупателю.

Если ваш стартап занимается, например, созданием программы для ЭВМ, понятно, что программисты фактически могут находиться где угодно, хоть в Мумбаи, хоть в Саратове. Деятельность такого стартапа фактически не «привязана» к территории РФ, и его создатели обладают существенно большей свободой в выборе юрисдикции. С другой стороны, если ваш проект связан, например, с общепитом, хотите вы или нет, но ваша деятельность тесно связана с конкретной страной, с помещением, работниками и поставщиками, находящимися в конкретной стране. Если ваша деятельность преимущественно связана с Россией, иностранная компания вам, скорее всего, не нужна. Осуществление бизнеса в РФ с использованием иностранной компании нецелесообразно: это и организационно неудобно, и существенно более затратно. Например, иностранная организация, безусловно, вправе заключать трудовые договоры с российскими работниками, однако если цель создания и (или) деятельность этой иностранной организации носит коммерческий характер, она имеет право осуществлять деятельность на территории РФ только путем создания филиала или представительства и только с момента аккредитации соответствующего филиала или представительства (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»). Причем аккредитация филиалов и представительств иностранных организаций осуществляется только в Москве, в Инспекции Федеральной налоговой службы № 47 по г. Москве, и занимает 1,5 месяца (25 рабочих дней). За аккредитацию уплачивается государственная пошлина в размере 120 тысяч рублей. При этом налоговая нагрузка иностранной компании, являющейся работодателем российского работника и действующей в РФ через филиал или представительство, идентична налоговой нагрузке российской компании – работодателя: иностранная компания – работодатель (в лице своего обособленного подразделения) также является налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) и также признается плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Также необходимо учитывать, насколько реальны выход бизнеса за пределы РФ или его продажа иностранному покупателю. Если для вас реальной целью является создание подразделений (офисов) за пределами РФ или продажа стартапа (достигшего определенной капитализации) иностранному инвестору (покупателю) – вам, разумеется, нужно думать о создании бизнеса за пределами РФ. Для иностранного покупателя удобнее купить стартап за пределами России, прежде всего в странах англо-американской правовой системы. В этих странах (кроме собственно США и Великобритании это могут быть как низконалоговые неофшорные юрисдикции (Кипр), так и «чистые» офшоры типа Панамы, Белиза, Британских Виргинских островов, Сейшел, Мальты и т. п.) действует понятное покупателю законодательство и предсказуемые правила ведения бизнеса.

Российская компания как приобретаемый актив гораздо менее предпочтительна для иностранного покупателя. Она сама по себе непрозрачна для иностранного инвестора, а ее приобретение влечет непредсказуемые риски, в том числе политические. Кроме того, необходимо учитывать, что российская юрисдикция для осуществления трансграничного бизнеса (бизнеса в нескольких странах) в принципе неудобна и по политическим, и по экономическим (в том числе, налоговым) причинам. Например, сопровождая бизнес, выросший из российского стартапа, в страны СНГ, мы столкнулись с тем, что ряд стран СНГ открыто дискриминируют российские компании и владельцев бизнеса из РФ. Российские владельцы бизнеса, учтя это, создали и ведут там бизнес через английскую и кипрскую компании. В итоге, если ваша деятельность фактически будет осуществляться преимущественно на территории РФ и даже в среднесрочной перспективе не предполагается выход бизнеса за пределы РФ или его продажа иностранному покупателю, – создавайте бизнес в РФ. В противном случае вам целесообразно сразу начинать бизнес за пределами России.

Источник: МЕДИАСТАНЦИЯ
Поделиться материалом:

Наш журнал